rov-predator

ROV "Predator"
Global Marine Systems

        

"ЭЛМОР", НОВИНКИ ОТ...

НАШ ПАРТНЕР

ЭОС, УПС "СЕДОВ"

Настольная книга судоводителя настоящих дней

(«Справочник капитана», под общей редакцией В.И. Дмитриева)

Авторами рассмотрены правовые особенности международного мореплавания, международные и национальные требования по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения. Рассмотрены вопросы найма, трудоустройства, правила дипломирования моряков.

Приведен материал по управлению движением судна, мореходной астрономии, навигационному оборудованию и средствам связи. Даны рекомендации по организации безопасного плавания и стоянки судов, поиску и спасанию, действиям в аварийных и нештатных ситуациях, использованию гидрометеорологической информации в судовождении.

Справочник предназначается судоводителям морского транспортного и промыслового флота, научно-исследовательских судов, судов смешанного (река-море) плавания:

Раздел 1. Правовые основы регулирования морского и внутреннего водного транспорта
Государственное управление, регулирование, надзор и контроль на морском и внутреннем водном транспорте – Лоцманская проводка судов – Российский морской регистр судоходства – Российский речной регистр – Правовой статус судна – Правовой статус капитана и экипажа морского судна – Аварии морских судов – Правовое регулирование труда моряков в Российской Федерации

Раздел 2. Основные международные нормативные акты, относящиеся к безопасной эксплуатации судов
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74) – Международная конвенция о грузовой марке (КГМ-66) – Международная конвенция по обмеру судов 1969 г. (Тоннаж-69) – Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., с поправками 1995 г. (ПДМНВ 78/95) – Международный кодекс по безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения (МКУБ) – Международная конвенция по предотвращению столкновений судов (МППСС-72) – Конвенция МОТ о минимальных нормах на торговых судах 1976 г. № 147 (МОТ-147) – Сводная конвенция МОТ о труде и морском судоходстве 2006 г. – Меморандумы о взаимопонимании в вопросах контроля государствами порта за безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения

Раздел 3. Организация безопасного плавания и стоянки судов
Штурманские обязанности командного состава судна (извлечение из НШСМ-86) – Штурманская подготовка к рейсу

Раздел 4. Управление движением судна
Плавание в районах со стесненными условиями – Способы уменьшения пути судна при экстренном торможении – Постановка и съемка с якоря – Швартовные операции

Раздел 5. Обеспечение навигационной безопасности плавания
Количественные критерии навигационной безопасности плавания – Системы разделения движения судов – Основные правила движения и расхождения судов на внутренних водных путях – Регулирование движения судов на подходах к портам и в портовых водах – Особенности обеспечения судовождения в сложных условиях. Плавание в стесненных водах – Плавание в условиях ограниченной видимости – Плавание в высоких широтах и во льдах – Навигационная информация, порядок оповещения мореплавателей (судоводителей) об изменениях навигационной и гидрометеорологической обстановке

Раздел 6. Практическая мореходная астрономия
Навигационные светила – Сферические координаты светил – Морской астрономический ежегодник – Навигационный секстан, его выверка и погрешности – Круг равных высот, высотная линия положения – Звездный глобус – Системы счета времени. Служба времени на судне – Определение координат места судна по светилам – Определение поправки курсоуказателя – Оценка освещенности от солнца

Раздел 7. Навигационное оборудование судов и средства связи
Конвенционные и национальные требования к навигационному оборудованию судов – Курсоуказатели – Измерители скорости и пройденного расстояния – Измерители глубин – Приемоиндикаторы спутниковых и радионавигационных систем – Радиолокационные станции и средства автоматической радиолокационной прокладки – Пересмотренные рекомендации по эксплотационным требованиям к радиолокационному оборудованию (Резолюция MSC.192 (79)) – Автоматические идентификационные системы – Пересмотренные рекомендации по эксплуатационным требованиям к автоматическим идентификационным системам (Резолюция MSC.192 (79)) – Прибор регистрации данных о рейсе судна – Авторулевые – Измерители скорости поворота – Интегрированная система ходового мостика – Электронные картографические навигационные информационные системы – Краткое изложение новых эксплуатационных требований к ECDIS/ЭКНИС) (Резолюция MSC.232 (82)) – Судовое связное радиооборудование, его обслуживание и эксплуатация – Передача сигналов тревоги, вызовов и сообщений в случае бедствия, срочности и безопасности (извлечение из Правил радиосвязи Морской подвижной службы и Морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации) – Штурманский контроль работы технических средств судовождения и их ограничения

Раздел 8. Гидрометеорологическое обеспечение безопасности мореплавания
Гидрометеорологическая информация, ее использование в судовождении – Гидрометеорологические наблюдения на судах и их обработка – Международные системы радиосвязи для передачи гидрометеорологической информации – Режимная гидрометеорологическая информация – Использование гидрометеорологической информации

Раздел 9. Рекомендации экипажам судов по действиям в аварийных и нештатных ситуациях
Организационно-технические мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации судна и предотвращению загрязнения – Борьба за непотопляемость судна и борьба с водой – Борьба с пожарами – Затопление трюма – Борьба с паром – Плавание в ледовых условиях и борьба с обледенением – Плавание в штормовых условиях Плавание в узкостях и на мелководье – Борьба с разливами нефтепродуктов – Борьба за живучесть на специализированных судах – Преднамеренная посадка судна на мель – Снятие с мели – Буксировка – Защита от средств массового поражения – Оставление судна – Угроза нападения пиратов и террористов – Безбилетный пассажир – Медицинские чрезвычайные происшествия – Судовой перечень контрольных проверок для обеспечения безопасности – Сбрасывание с палубы судна каравана леса

Раздел 10. Поиск и спасание на море
Ответственность и обязательства по оказанию помощи – Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г. (САЗ-79) – Международная конвенция о спасании 1989 г. (SALVAGE-89) – Организация поиска и спасания в Российской Федерации – Международное авиационное и морское наставление по поиску и спасанию – Координация поисково-спасательной операций – Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности – Меры, предпринимаемые судном, терпящим бедствие – Действия судов, оказывающих помощь – Планирование и проведение поиска – Завершение поиска – Спасание человека из воды – Оказание помощи поисково-спасательным воздушным судном – Ориентировка и наблюдение в море – Договор о спасании

Раздел 11. Спасание и выживание на море
Посадка в шлюпки и спуск их на воду – Спуск спасательных плотов и посадка в них – Действия после спуска спасательных средств на воду – Опасность утопления – Морская болезнь – Организация питания – Опасные морские животные, рыбы, птицы – Борьба за жизнь человека – Психологический аспект выживаемости – Гипотермия: условия болезни, предотвращение, необходимая помощь – Выживание при высоких температурах – Высадка со шлюпки и плота на берег

Раздел 12. Международный кодекс охраны судов и портовых средств
Цели и требования Кодекса ОСПС – План охраны судна – Стандартные рабочие процедуры по действиям в чрезвычайных ситуациях – Процедуры связи – Должностное лицо компании, ответственное за охрану – Лицо командного состава, ответственное за охрану судна – Подготовка персонала, учения и тренировки по охране судна – Проверка судов и и оформление свидетельств судам – Меры контроля выполнения требований об охране судна

Раздел 13. Правовой режим морских пространств
Классификация морских пространств – Территориальное море – Внутренние морские воды Российской Федерации – Правовой режим судов в морских водах России – Санитарный, пограничный и таможенный режимы судов в морских портах Российской Федерации – Открытое море – Прилежащие зоны – Региональные моря – Международные проливы – Международные каналы

Раздел 14. Предотвращение загрязнения окружающей среды при эксплуатации судна
Виды и причины загрязнения окружающей среды при эксплуатации судов – Международные и национальные требования по предотвращению загрязнения с судов – Предупредительные меры экологической безопасности – Эксплуатационные меры обеспечения экологической безопасности – Общие требования и принципы передачи сообщений о загрязнении морской среды – Послеаварийные меры экологической безопасности – Локализация и ликвидация пятен загрязнения – Ответственность за загрязнение морской среды – Судовая документация и свидетельства по вопросам предотвращения загрязнения с судов

Раздел 15. Правовое регулирование перевозки грузов и пассажиров
Виды и формы договора морской перевозки грузов – Участники договора морской перевозки груза, их обязанности и ответственность – Грузовые документы – Фрахтовые ордера – Договор морской перевозки пассажиров – Рекомендации капитанам по вопросам коммерческой эксплуатации судна

Приложения

Приложение 1. Термины, относящиеся к перевозочной деятельности судов
Приложения 2. Коммерческая терминология и сокращения на английском языке
Приложения 3. Образцы документов

ISBN 5-7399-0151-0
Дмитриев В.И., Григорян В.Л., Козик С.В. и др. Справочник капитана. Под общей редакцией В.И. Дмитриева. – СПб.: Элмор, 2009. – 816 c.

Для обучения специалистов, в помощь военной приемке

("Проектирование автоматизированных комплексов связи кораблей ВМФ", В.И. Кузеванов, В.А.&;nbspЛаврухин)

В книге проанализированы этапы создания автоматизированных комплексов связи надводных кораблей (АКС НК). Рассмотрены методы проектирования подобных систем, произведена классификация свойств, обоснованы показатели и критерии эффективности.

Представлены методики анализа и синтеза комплексов связи, направления и пути их совершенствования.

Предложен вариант перспективного варианта АКС НК. Приведены предложения по совершенствованию процедур проверки и испытаний комплексов в береговых условиях, проанализированы отличия АКС НК от автоматизированных комплексов связи подводных лодок (АКС ПЛ). Разработаны предложения по особенностям проектирования АКС ПЛ.

Материал книги разделен на следующие семь глав:

Глава 1. Характеристика отечественных АКС НК и особенности их проектирования
Глава 2. Методы проектирования АКС НК
Глава 3. Показатели и критерии, оценивающие эффективность АКС НК, и порядок их расчета
Глава 4. Методики расчета анализа и синтеза, применяемые при проектировании АКС НК
Глава 5. Совершенствование и развитие АКС НК
Глава 6. Порядок и организация испытаний опытных и серийных образцов АКС НК и предложения по их совершенствованию
Глава 7. Особенности проектирования и оценки эффективности АКС НК

Авторы книги – известные специалисты в области создания современных автоматизированных комплексов связи. Случайно или нет, но выход книги пришелся на год 150-летия со дня рождения изобретателя радио А.С. Попова, он же – год 100-летия образования Службы связи ВМФ России.

ISBN 5-7399-0152-9
Кузеванов В.И., Лаврухин В.А. Проектирование автоматизированных комплексов связи кораблей ВМФ. – СПб.: Элмор, 2009. – 232 c., илл.

Оценка надежности, проведение диагностики – электроустановок

("Надежность и диагностика элементов электроустановок", В.П. Калявин, Л.М. Рыбаков)

Учебное пособие, написанное для студентов, осваивающих дисциплину, которая так и называется, «Надежность и диагностика электроустановок», подготовлено на основе опыта преподавания этой дисциплины. Наличие принципиально новых моментов, отличающих это пособие от ряда других родственных изданий, объясняется личным участием авторов в проведении научных исследований по названной теме.

Это относится к работам, в течение ряда лет проводившихся в СПб. Государственном электротехническом университете (ЛЭТИ, Калявин В.П.), а также на электроэнергетическом факультете Марийского государственного университета (Рыбаков Л.М.).

Три основных раздела книги содержат материалы, относящиеся к следующим темам:

"Первый раздел" – раскрытие основных понятий теории надежности элементов электроустановок. На этой базе рассматриваются методы расчета комплектов запасных частей, методика расчета показателей надежности по результатам эксплуатации, приводятся примеры оборудования систем электроснабжения.

"Второй раздел" – раскрытие общих положений технической диагностики. На этой базе демонстрируются методы решения характерных задач диагностирования (контроль работоспособности, поиск дефектов, прогнозирование изменения состояния технических объектов).

"Третий раздел" – представление используемых на практике методов и средств диагностирования оборудования и элементов электроустановок (внешняя изоляция, внутренняя изоляция, аппараты высокого напряжения, кабельные линии высокого напряжения, повреждения на воздушных линиях электропередачи).

Как и полагается добротному учебному пособию, каждая глава книги заканчивается контрольными вопросами, приводятся и ответы. Определенно учебной направленности, это издание будет полезным инженеру, специалисту в области оборудования сетей электроснабжения.

ISBN 5-7399-0150-2
Калявин В.П., Рыбаков Л.М. Надежность и диагностика элементов электроустановок: Учебное пособие. – СПб.: Элмор, 2009. – 336 c.

Двухсотлетию Путейского института посвящается

("Труды по теории синтеза и диагноза конечных автоматов и релейных устройств", под ред В.В. Сапожникова, Вл.В. Сапожникова)

Выпуск этой уникальной книги приурочен к празднованию 200-летия Путейского института, в настоящее время – СПб Государственного университета путей сообщения (ПГУПС).

Книга представляет собой собрание научных статей и докладов по вопросам синтеза и диагноза конечных автоматов и релейных устройств, опубликованных в период с 1968 по 2008 год сотрудниками кафедры "Автоматика и телемеханика на железных дорогах" (ПГУПС) в ведущих научных журналах и изданиях СССР, России, стран СНГ, зарубежных стран.

Структурно материал книги разведен по следующим четырем разделам:

"Общие вопросы теории автоматов" – отражены исследования по ключевым проблемам теории автоматов и релейных устройств. Изложены результаты разработки эффективных методов минимизации автоматов. Рассмотрено решение задачи исключения критических состязаний элементов памяти. Представлены работы, посвященные созданию терории синтеза конечных автоматов с исключением опасных отказов.

"Тестирование логических систем" – приведены результаты исследований, позволивших сформулировать алгоритм формирования контрольного списка неисправностей комбинированной схемы. Изложен метод построения эквивалентной нормальной формы как диагностической модели комбинационной схемы.

"Самодвойственные логические схемы" – изложена полная теория синтеза самодвойственных логических структур с обнаружением неисправностей. Исследованы принципы использования свойств самодвойственных булевых функций для решения задачи обнаружения неисправностей. Приведены методы синтеза самодвойственных структур.

"Самопроверяемые логические схемы" – работы, развивающие теорию построения дискретных устройств с обнаружениекм неисправностей как в основном блоке устройства, так и в контрольной схеме.

Существенная деталь этого приметного издания заключается в том, что книга немалого формата, переполненная математической символикой и разнообразными схемами и диаграммами, содержит, ни много ни мало, 900 страниц.

ISBN 5-7399-0149-9
Труды по теории синтеза и диагноза конечных автоматов и релейных устройств/ Под ред. В.В. Сапожникова и Вл.В. Сапожникова – СПб.: Элмор, 2009. – 900 c.

Вводный курс, предназначается будущим проектантам, механикам, технологам

("Устройство подводных лодок. Том I", Ю.Н. Кормилицин, О.А. Хализев)

Значимость факта появления книги, несущей гриф учебника, определяется рядом существенных обстоятельств.

Так, нельзя не отметить того, что последний раз книга отечественных авторов, подобного содержания, была издана в нашей стране более тридцати пяти лет тому назад (Прасолов С.Н., Амитин М.Б. Устройство подводных лодок. – М.: Воениздат, 1973). Можно только представить себе, сколько воды утекло, как изменился за прошедшее время мир подводного кораблестроения.

Принципиально важно, что книга написана не случайными людьми. Один из авторов, Ю.Н. Кормилицин, известен как специалист, прошедший путь от конструктора проектного отдела до Генерального конструктора подводных лодок и глубоководных технических средств с неатомными энергетическими установками – в стенах ЦКБ МТ "Рубин".

Второй автор, О.А. Хализев, приняв в свое время эстафету от именитых предшественников, не один уже десяток лет читает курсы лекций по проектированию подводных лодок и глубоководных аппаратов – в настоящее время руководит специализацией "Подводное кораблестроение" в ГМТУ.

Еще одно обстоятельство: треть объема учебника, обеспечивающего введение в специальность будущих проектантов, механиков, технологов, отведена описанию перипетий истории подводного кораблестроения: от эскизов, сделанных рукой Леонардо да Винчи, до представления подводных гигантов современности. Попутное, но тоже важное обстоятельство: книга содержит более полутора сотен иллюстраций. Значительная часть их – такое не часто встретишь – исполнена "в цвете".

И последнее, по важности, конечно же, первое обстоятельство. Шесть "технических" глав, предлагают читателю плотно упакованную информацию по существу дела: ТТХ подводных лодок, их мореходные качества, архитектура, размерения, комплексы оружия и вооружения, расположение оборудования и вооружения на подводной лодке.

Выверенная терминология, описание принципов работы, толкование физических процессов, сопровождающих функционирование оборудования – это именно то, что требуется познать начинающему корабелу-подводнику.

ISBN 5-7399-0146-4
Кормилицин Ю.А., Хализев О.А. Устройство подводных лодок. Том I. СПб.: Элмор, 2009. – 336 c.

Эффективность навигационного обеспечения боевых действий

("Метрология в кораблевождении и решение задач навигации", В.А. Михальский, В.А. Катенин)

Поводом к подготовке и выпуску в свет монографии, предметом внимания которой являются вопросы решения задач оптимизации навигации, навигационно-тактических и стрельбовых задач кораблевождения, стал тезис, очевидный для авторов книги:

"в современных условиях реальная точность навигации, особенно подводной, и качество решения задач кораблевождения примерно вдвое хуже, чем это предполагается".

Как бы приглашая к заочной дискуссии потенциальных и действующих оппонентов, авторы книги приводят примеры опасных несообразностей, к которым может привести и приводит иногда слепое следование рекомендациям, проистекающим из некоторых действующих руководств.

Основываясь во многом на результатах собственных исследований, авторы монографии предлагают последовательное описание статистических моделей погрешностей навигационных измерений, изложение новых способов решения задач оптимизации навигации, навигационно-тактических и стрельбовых задач кораблевождения.

Рассматриваются основные причины возникновения неопределенности исходных данных для решения вероятностных задач кораблевождения. Производится анализ влияния неопределенностей на конечные результаты решения задач. Показывается, как постоянно существующие и случайные неопределенности исходных данных понижают эффективность кораблевождения, навигационно-гидрографического обеспечения, эффективность боевых действий ВМФ. Раскрывается существо предлагаемых способов преодоления неопределенности.

Первые пять глав книги готовят читателя к восприятию материала завершающих глав: "Методика испытаний и определения показателей точности морских средств навигации" (Гл. 6), "Ручные способы решения задач навигации. Поверка навигационных комплексов" (Гл. 7).

В качестве читателей своей книги авторы хотели бы видеть специалистов штурманской службы ВМФ всех уровней. Особую группу читателей могут составить разработчики технических средств, а также разработчики и составители уставных документов штурманской службы.

ISBN 5-7399-0147-2

Михальский В.А., Катенин В.А. Метрология в кораблевождении и решение задач навигации. СПб.: Элмор, 2009. – 288 c.

Чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию судна

("Практика мореплавания", В.И. Дмитриев)

Книга, в первую очередь, предназначаемая молодым судоводителям морского транспортного и промыслового флотов, содержит свод практических рекомендаций к выработке стереотипов поведения при исполнении должностных обязанностей при стоянке и на ходу судна.

Ожидать следует, что вырабатываемые навыки и стереотипы могут быть полезными, настоятельно необходимыми как в нормальных условиях, так и в рамках аварийных и прочих нештатных ситуаций.

Основной материал книги распределен по шести компактным главам. Ей приданы также одиннадцать приложений – приведены перепечатки документов, которые помощник капитана всегда должен иметь под рукой. Четыре десятка страниц, завершающих изложение, отведены англоязычному разделу «Practical recommendations for navigators performing their official duties...». Тридцать девять параграфов, его составляющих, оформленных таблицами, перекликаются с основными главами книги:

Первая глава («Прибытие на судно») содержит указания и рекомендации специалисту, прибывающему на судно, вступающему в заведование соответственно должностным обязанностям.

Вторая и третья главы содержат детальное описание действий вахтенного помощника капитана при стоянке судна в порту, на ходу судна. Содержание глав – от «смены вахты», «перешвартовки», «штурманской работы при подготовке к рейсу» до «подготовки документов для оформления прихода судна».

Четвертая глава посвящена вопросам плавания в особых условиях. Ключевые слова: «плавание с лоцманом», «плавание в районе действия СУДС», «плавание на затруднительных участках ВВП…» Здесь же приводятся рекомендации, касающиеся ситуаций ограниченной видимости, штормовой погоды, ледовых условий, буксировки в море.

Пятая глава целиком отведена теме действий в аварийных ситуациях. Диапазон описанных случаев: от «выхода из строя гирокомпаса» до «защиты от ОМП». Шестая глава посвящена теме нештатных ситуаций: «нападение пиратов», «террористические акты», «оставление судна».

Введение в книгу заканчивается словами: «Практические рекомендации, по мнению автора, позволят судоводителям контролировать выполняемые ими действия, не боясь пропустить или не выполнить чего-либо. Кроме того, прочитав соответствующие рекомендации перед той или иной судовой операцией, вахтенный помощник капитана будет заранее иметь представление о том, что нужно делать и как, чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию судна».

ISBN 5-7399-0145-6

Дмитриев В.И. Практика мореплавания (Practice of Navigation). СПб.: Элмор, 2009. – 232 с.

"ЧМТ", ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: