Конфигурация Promas, особый вариант согласования работы гребного винта и руля

Три элемента образуют конфигурацию, получившую название Promas (продукт компании Rolls-Royce). Первый элемент, это непривычно расширяющаяся ступица гребного винта с ее плоским кормовым срезом. Второй элемент – наделка, укрепленная на входной кромке пера руля, как бы продолжение ступицы. При положении «руль прямо» ступица и наделка образуют единое целое. Для взаимных разворотов нет препятствий, поскольку торцу рулевой наделки придана некоторая сферичность.

Третий элемент – это перо руля, его верхняя и нижняя части слегка «отогнуты» (twisted) в разные стороны, сообразно скосу потока, закрученного вращающимся гребным винтом. Есть основания полагать, что обратная «раскрутка» потока имеет следствием частичную утилизацию бесполезно теряемой энергии, за чем стоит повышение эффективности работы комплекса.

Заполнение осевой области комбинацией «ступица + наделка» понижает риск возникновения кавитации в осевом вихре. Принятая геометрия комплекса делает распределение нагрузки, по длине лопасти, более равномерным. Понижается уровень пульсаций давления, работа винта становится менее шумной. Выигрыш в эффективности пропульсивного комплекса, как показывает накопленный опыт, имеет порядок 6–8 %.