Система Dynamic Trimming Assistant работает в помощь хозяину ходового мостика

Эксперименты с моделями судов показывают, что сопротивление воды, в числе прочих факторов, существенно зависит от дифферента судна. Зависимость эта носит достаточно сложный характер: определенной осадке, определенной скорости хода, конкретному состоянию моря, каким-то иным параметрам отвечает свой – оптимальный дифферент судна.

Естественно, что практик-судоводитель, несущий ходовую вахту, обычно пребывает в неведении относительно того, каким следовало бы поддерживать дифферент в актуальных условиях. В лучшем случае ему приходилось слышать, например, что вверенное ему судно «лучше ходит» при посадке «свиньей». Незаменимым помощником в деле разрешения неопределенности такого рода служит бортовая система DTA (Dynamic Trimming Assistant, продукт компании Eniram). Ее видимой частью выступает монитор, часть оборудования ходового мостика.

Цифры, присутствующие на мониторе, сообщают, каков дифферент судна на текущий момент. Информация, представляемая там же графически, имеет вид кривой, тянущейся в границах допустимых или не рекомендуемых: зон – «зеленая», «желтая», «красная». Накопленный опыт показывает, что следование рекомендациям зеленой зоны имеет следствием экономию топлива – порядка 5%.